Каким он парнем был

В июне в кинотеатрах страны состоялась премьера российского фильма «Гагарин. Первый в космосе». Это попытка рассказать о первых шагах человечества на пути освоения космического пространства и непосредственно о судьбе Юрия Алексеевича Гагарина.

Для режиссёра Павла Пархоменко, которого зритель знает (или не знает) по фильму «Танцуют все», это была вторая работа, где он снова выступает и в качестве сценариста. В главных ролях Михаил Филиппов, Владимир Стеклов, Ольга Иванова, Надежда Маркина, Виктор Проскурин. Роль Юрия Гагарина сыграл молодой актёр Ярослав Жалнин.

Фильм идёт ровно столько времени, сколько длился полёт Гагарина — 108 минут.

На Цейлоне в древней столице государства Шри Ланка городе Канди есть Королевский Ботанический сад, основанный в ХIV веке. Диковинных растений там не счесть. Наше воображение поражали громадные деревья, невиданные плоды и цветы. Но самым сильным впечатлением оказалась  не природа, а история. Русским обязательно покажут два дерева. Первое — огромное, уходящее могучей разветвлённой кроной в синее небо. Его посадил во время кругосветного путешествия в 1891 году будущий российский император Николай Второй. Другое дерево тонкое, невысокое, по виду совсем молодое, с жёлтыми пушистыми соцветиями, малиновыми серёжками. У подножия ствола — тоже табличка: «Первый космонавт мира Юрий Алексеевич Гагарин посадил это дерево 9 декабря 1961 года».

Вот это да! Как же так? Значит, дереву полвека?..

Как мы знаем, судьба первого космонавта планеты была трагической. И дерево, посаженное им, разделило эту судьбу. После гибели Гагарина дерево заболело, да так, что местные биологи поставили на нём крест: не выживет. А выкорчевать не поднималась рука.

Год стояло дерево, сухое и страшное, как будто скорбело о своём человеке. Потом потихоньку стало оживать, словно приняло решение стать ему живым памятником, сохранить тепло его рук. Ветки постепенно покрылись листьями, даже расцвели цветы… Но рост дерева остановился навсегда в 1968 году. Вот такая была связь у Гагарина с родной планетой.

Вот такой это был человек!

Когда Гагарина не стало, в СССР был объявлен общенациональный траур — впервые в истории Советского Союза в связи со смертью человека, не являвшегося действующим главой государства.

А что мы видим в первой за полвека художественной киноленте о Юрии Гагарине?

После просмотра возникает мысль — создатели фильма не совсем адекватно воспринимают масштаб эпохального события, о котором взялись рассказать. И сразу можно сказать: фильм не передаёт ощущения ещё одной великой победы советского народа.

К этому событию страна готовилась долго и, я уверена, тщательно. Наш журнал не раз публиковал воспоминания строителей Байконура, инженеров, лётчиков-космонавтов. На людях была такая ответственность (объект номер один!), что до сих пор спустя почти шестьдесят лет они помнят ту гордость и тревогу за каждый шаг в достижении этой цели. Помнят каждую встречу с Королёвым, каждое слово, уже ставшее историей. Эти люди ещё живы, впрочем, как и другие свидетели начала космической эры. Написано много воспоминаний Может быть, стоило встретиться с ними и узнать, было ли что ржавое на стартовой площадке? Съездить в Звёздный и  убедиться, насколько «просторной» была кабина «Востока-1», тренажёр которого даёт об этом полное представление. Мне посчастливилось посидеть в нём, поразившись, как же в такой позе («эмбрион») космонавт выдерживал полёт, испытывая при этом страшные перегрузки… На экране же Гагарин расселся, расставил ноги и плюхнул на колени руки в грязных оранжевых перчатках с драными швами. Вот это да! Страна не могла дать ему новые, чистые? Или хотя бы постирать их перед полётом?..

Фильм получился схематичным, лишенным драматизма, ярких переживаний. Сюжет представляет собой повествование о дне 12 апреля 1961 года, о самом полёте. Но рассказ этот тусклый, невыразительный.

Много, скажем так, странного в фильме. Этакая концепция: советское — читай драное, ржавое, облезлое… Но ведь скромное и убогое — разные вещи. Вот ночь перед полётом. На железных кроватях не спят Гагарин и Титов. В узком коридоре появляется Сергей Павлович Королёв. Он в шляпе и кожаном реглане, которых практически никогда не снимает. С грохотом рванув кривую облезлую дверь, он проверяет сон кандидата на первый полёт и его дублёра. Гагарин — схематично правильный. Так и непонятно: каким он парнем был? Как пережил то, что было суждено пережить только лишь ему, единственному в мире? Он считает, что кто бы ни полетел — всё хорошо для страны. Главное, обогнать американцев. Титов — мрачный завистник: «Запомнят первого!» Не владеет собой и списанный лётчик – начинает яростно курить в столовой и обзывать товарищей белками и стрелками. Врачи сидят в каких-то тесных комнатёнках в окружении убогой медтехники. Управление полётом происходит в весьма непрезентабельном помещении. Любой намёк на нештатную ситуацию вызывает просто истерику. Все начинают бегать и кричать: «Что делать?..» Генерал Каманин чуть ли не в обмороке. Как будто и Королёв, даром что главный конструктор, не предполагал, что такой полёт — шаг в неизведанное. А ведь всё это закалённые жизнью, многое видевшие люди.

Гагарин же в это время испытывает страшные перегрузки и летит в неизвестность. Он вспоминает свою жизнь, её ключевые моменты. Война, голод в деревне, мать с отцом… Эпизоды, вполне правдоподобно передающие атмосферу того страшного времени. Интересна сцена разговора с отцом, когда уже подроcтком Юрий, проявляя недюжинный характер, настаивает на своём решении ехать в город в ремесленное училище. Очень убедителен отец Алексей Иванович в исполнении Виктора Проскурина. Он живой и многогранный в отличие от сына.

Есть моменты просто смешные и глуповатые. Вот Гагарин с чайником в руках идёт в поход (или на прогулку?) с невестой Валентиной. А в рюкзак, например, нельзя было чайник положить?.. А чего стоит покупка цветов на Ленинских горах зимой в 1961-м году? Выбрал хризантемы, а тут друзья задрались, он давай их разнимать. Это лучшие из лучших, двадцать из трёх тысяч… А кинооператор снимает эту прогулку по Москве…

А вот и те, кто отправил первого космонавта на орбиту. Первый секретарь Никита Хрущёв с тремя плохо наклеенными бородавками хищно говорит Микояну: «Он (Гагарин) мне нужен живым!» Малиновский показан, конечно же, на рыбалке, там он и утверждает кандидата на первый полёт.

От всего этого так устаёшь, и так становится за державу обидно, что ждёшь — не дождёшься, когда же всё это закончится. В конце зритель всё-таки получает подарок: кадры чёрно-белой кинохроники, когда советские люди после объявления о полёте Гагарина высыпали на улицы, обнимались и плакали, поздравляя друг друга. Это, пожалуй, самый яркий момент фильма, то настоящее, живое, от чего в сотый раз дрогнет сердце и наполнится гордостью за страну под названием СССР.

На этой ноте (хоть так!) и уйти бы из зала, но по экрану плывёт текст с безответственными заявлениями, из которых следует, что судьба Гагарина была трагической потому, что он был замучен любовью миллионов. Ну и, конечно, как не походить ногами по партии и правительству? Оказывается, они заточили героя в золотую клетку, не давали ему больше летать и возили, демонстрируя, по странам и континентам.

Вопрос: как же при таком руководстве воплотил в жизнь свои замыслы Королёв? Как такая страна воспитала Гагарина и других героев, защищавших её интересы отнюдь не за деньги?

А может быть, нам сейчас не хватает именно такого руководства, чтобы в стране появились новые Гагарины?..

Немного раньше на экранах страны демонстрировалась «Легенда № 17». Эта работа произвела серьёзное, глубокое впечатление. Появление «Гагарина» важно хотя бы потому, что это наша история, наша слава. Побольше бы таких тем в отечественном кинопроме! Страна должна знать своих героев. А если ещё и рассказать о них достойно…

СохранитьСохранить

СохранитьСохранить