Забытый батальон

На экраны страны вышла историческая драма «Батальон».

Режиссёр — Дмитрий Месхиев.
В роли Марии Бочкарёвой — Мария Аронова.

Весна 1917-го года. Февральская революция изменила жизнь России и ход Великой войны. Государь уже отрёкся от престола. В окопах, где противостояние с немцами длится уже не один год, вовсю ведут свою пропаганду большевики. Они призывают к миру с неприятелем. Российское офицерство фактически ничего не может решить без одобрения так называемых солдатских комитетов. Армия находится на пороге окончательного разложения.

По приказу Временного правительства для поднятия боевого духа 19 июня 1917 года в Петрограде создаётся женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарёвой. Своей службой «Батальон смерти» подаёт пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимает дух солдат и доказывает, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской армии.

Бесспорно одно: такое кино сейчас — учитывая политическую ситуацию , а также положение с российским образованием — такое кино необходимо, как воздух. Каждый народ дышит, питается своей историей. А если этого нет, безвоздушное пространство мгновенно заполняется заокеанскими ветрами, как и произошло в России в девяностые годы. Нет, позиций мы не сдавали! Но пропагандистские возможности были несравнимы. Предатели финансировались с избытком, а у патриотов не было ни денег, ни трибуны. А самое главное — не было государственной поддержки. «Заокеанские партнеры» не теряли времени зря. Они работали над изменением сознания  россиян, цинично разрушая духовную жизнь нашей державы. Мы должны были превратиться в манкуртов, не помнящих родной матери. Мы должны были забыть всё, что делало нас свободными и независимыми от чужого мнения, отказаться от своих духовных ценностей. А историю можно переписать… и на этом воспитать следующие поколения. Ведь так уже, к сожалению, было.

Знаем ли мы историю своей страны? Скорее нет, чем да  — и это случилось по независящим от нас причинам. Придя к власти, большевики разрешали рассказывать лишь о тех событиях, в контексте которых  они выглядели героями. И оценка исторических событий в учебниках была соответственной. Однобокой. Красные — хорошие, белые — плохие. В жизни так не бывает. А о том, что и те, и другие были русские люди, совершали и подвиги, и ошибки, любили Россию — об этом молчок.

Сегодня события, связанные с Украиной, дали толчок новому циничному перекраиванию нашей истории.  Мир пытаются убедить в том, что русские агрессоры оккупировали Украину во время второй мировой войны, что Освенцим освобождали украинцы, а настоящие герои — это эсесовские головорезы разных национальностей… Отечество опять в опасности! Давайте встанем плечом к плечу — хотя бы как эти девушки в женском батальоне. Они пошли на фронт защищать гибнущую Россию, потому что любили её жертвенно и самозабвенно. А умели они воевать или нет, напрасной ли была их жертва, как размышляют сегодняшние кинокритики над фильмом «Батальон» — я думаю, не это главное. Вспомним затеянную не так давно телеканалом «Дождь» «дискуссию» : нужно ли было выдерживать блокаду Ленинграда. Не говоря уже о том, что сама постановка вопроса кощунственна, либеральные журналисты оскорбили память защитников  Ленинграда, память Великой Победы. Почему это вообще стало возможно в моей стране — поиски выгоды в защите Родины?

В течение почти ста лет тема русского женского батальона смерти была закрыта. Хотя странно: ведь в батальон записались представительницы разных сословий. Это были как девушки из знаменитых дворянских родов России, так и простые крестьянки и прислуга. Например, адъютантом Бочкарёвой служила Мария Скрыдлова — дочь адмирала Н. И. Скрыдлова. По национальности женщины-добровольцы были в основном русскими, но среди них встречались и иные национальности — эстонки, латышки, еврейки, англичанка. В фильме это и графиня Наталья Татищева, и фабричные работницы, и городской люмпен… Авторы фильма и актрисы  создают их образы в своём человеческом и творческом понимании. И мы видим, что командир батальона, грубоватая и суровая, прошедшая немалые жизненные и военные испытания крестьянская дочь Мария Бочкарева  в конце концов назначает своей помощницей образованную и воспитанную в лучших традициях  графиню. А пролетарская хамка Свистунова, которая доносит  на товарищей да ещё и требует себе особого положения (происхождением «заслужила» !),  получает несколько сокрушительных ударов в челюсть, после чего кидается доносить на своего командира в Петросовет: мол, командуют в батальоне «графья», нет анка.которых большевики разложили русскую армию, внедрили в неё своих агентов, братались с немцами в окопах (пролетариев плохих не бывает, все они — братья!), пили немецкий шнапс и жрали их колбасу, а потом обвинили в поражении царя и офицерский корпус.

В конце июня женский «батальон смерти» в составе двухсот человек прибыл в действующую армию под Сморгонь (нынешняя Белоруссия) и уже через неделю вступил в бой. Несколько раз батальон поднимался в контратаки. Отряд под командованием подпоручика Бочкарёвой вёл себя в бою геройски, неся службу наравне с солдатами на передовой линии. Женщины подносили патроны, ходили в секреты, а некоторые в разведку; своей службой «батальон смерти» подавал пример храбрости, мужества и спокойствия. Об этом говорит и гимн батальона:

«Со всех сторон России пришли мы воевать,
Поднялись мы стихийно за право умирать.
Нам нет домой возврата, отвергла нас семья.
Мы женщины-солдаты, пусть примет нас земля.
Мы братьям будем сменой — не побеждён ведь враг.
Мы не хотим измены, стоим за свой очаг!
Мы отреклись от жизни, у нас одна мечта:
Служить своей Отчизне и победить врага.»

Командовала батальоном смерти офицер русской армии Мария Бочкарева, женщина с уникальной судьбой. Она родилась в 1889 году, в обычной крестьянской семье. Нищее и многодетное семейство обитало в Новгородской губернии,  а затем перебралось в Сибирь. Но и в новых местах родители Марии не нашли счастья и богатства.

С ранних лет девочка вынуждена была батрачить ради лишней копейки. В 16 лет Мария вышла замуж за крестьянина Афанасия Бочкарева, но ее муж оказался пьяницей, хозяйствовать и зарабатывать на жизнь не умел и любил. Унижения,  побои и оскорбления, неудавшаяся жизнь с другим человеком — всё это послужило причиной  решительного поступка Марии Бочкарёвой — бегства в армию.

В 1914-ом году до северной глуши с большим опозданием долетела весть о том, что началась война с немцами. Бочкарева, не раздумывая, собралась и уехала в Томск. Там она нашла командира резервного батальона и потребовала от него, чтобы он «записал ее в солдаты» и отправил на фронт. Командир сначала даже не стал ее слушать. Тогда Бочкарева совершила отчаянный шаг — она послала в Петербург телеграмму на имя императора, в которой просила разрешить ей послужить во славу Отечества.

И вскоре в Томск пришло послание от… Николая II. Он выражал свое одобрение и повелевал зачислить женщину в полк. После высочайшего приказа Мария Бочкарева была принята в армию. Вначале последовала недолгая учеба в тылу, а весной 1915 года Мария оказалась на войне.

Если до этого момента можно было говорить о том, что желание Бочкаревой оказаться на фронте — какой-то каприз или стремление убежать от постылой и безысходной действительности, то ее действия на передовой показали, что она на самом деле очень отважная женщина и настоящий боец. Она смело ходила в атаку и разведку, ни в чем не уступала мужчинам, была несколько раз ранена, но всегда возвращалась в строй. К 1917 году она уже стала полным Георгиевским кавалером и получила повышение звания.

М. В. Родзянко, приехавший в апреле с агитационной поездкой на Западный фронт, где служила Бочкарёва, специально попросил о встрече с ней и забрал её с собой в Петроград для агитации «войны до победного конца» в войсках Петроградского гарнизона и среди делегатов съезда солдатских депутатов Петросовета. В выступлении перед делегатами съезда Бочкарёва впервые озвучила свою идею о создании ударных женских «батальонов смерти». После этого она была приглашена на заседание Временного правительства для повторения своего предложения.

«Мне сказали, что моя идея великолепная, но нужно доложить Верховному Главнокомандующему Брусилову и посоветоваться с ним. Я вместе с Родзянкой поехала в Ставку Брусилова. Брусилов в кабинете мне говорил, что надеетесь ли вы на женщин, и, что формирование женского батальона является первым в мире. Не могут ли женщины осрамить Россию? Я Брусилову сказала, что я сама в женщинах не уверена, но если вы дадите мне полное полномочие, то я ручаюсь, что мой батальон не осрамит России. Брусилов мне сказал, что он мне верит, и будет всячески стараться помогать в деле формирования женского добровольческого батальона».

Был кинут клич, и вскоре набралось уже больше двух тысяч добровольцев женского пола. Среди них выбрали женщин не моложе 16 и не старше 40 лет. Призывники проходили медкомиссию, которая отсеивала больных и беременных.

Вскоре был сформирован первый женский батальон смерти. В газетах появились воззвания и лозунги: «Ни один народ в мире не доходил до такого позора, чтобы вместо мужчин-дезертиров шли на фронт слабые женщины. Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Хотя дамы, собравшиеся на войну, не ждали для себя легкой жизни и были готовы к тяготам и лишениям, тем не менее, создание полка не обошлось без скандалов, связанных со службой. Появились жалобы на  командира батальона — в связи с ее жестокостью и рукоприкладством. Женщины-солдаты утверждали, что Бочкарева «бьет морды, как заправский вахмистр старого режима».

Когда на командира батальона попытались воздействовать, она ответила, что «недовольные могут убираться ко всем чертям». Недовольные действительно «убрались» и оказались в другом женском батальоне, судьба которого оказалась страшной. Именно он охранял Зимний дворец в роковую ночь Октябрьского переворота. Женщины были изнасилованы и убиты…

Но это произойдет позже. Пока же оставшиеся с Бочкаревой собирались на фронт. В батальоне после раскола стало гораздо спокойней, и о железной дисциплине, царившей в нем, ходили легенды.  Перед отправкой на фронт батальону на Исаакиевской площади было торжественно вручено знамя. На  церемонии присутствовали Керенский и другие представители Временного правительства. Батальон проводили на фронт и стали ожидать известий об укреплении военного духа.

Деникин писал в своих мемуарах: «Я знаю судьбу батальона Бочкаревой. Встречен он был разнузданной солдатской средой насмешливо, цинично. В местечке Молодечно, где стоял первоначально батальон, по ночам приходилось ему ставить сильный караул для охраны бараков… Потом началось наступление. Женский батальон, приданный одному из корпусов, доблестно пошел в атаку, не поддержанный «русскими богатырями». И, когда разразился кромешный ад неприятельского артиллерийского огня, бедные женщины, забыв про технику рассыпного строя, сжались в кучку — беспомощные, одинокие на своем участке поля, взрыхленного немецкими бомбами. Понесли потери. А «богатыри» частью вернулись обратно, частью совсем не выходили из окопов…». 

В этом же бою была ранена и Мария Бочкарева.

Но правительство решило продолжить эксперимент, и было создано еще несколько женских батальонов. После возращения из госпиталя Мария командовала уже полком. Но тут произошел Октябрьский переворот, полк был расформирован, Бочкареву арестовали и посадили в Петропавловскую крепость. Ей предложили перейти на сторону большевиков и сражаться с белогвардейцами, но она отказалась. В то время кровавый террор еще только начинался, бывших царских офицеров пока не преследовали, и Бочкареву вскоре выпустили. После поездки в Америку она оказалась в армии Колчака, и в ноябре 1919-го года  после взятия большевиками Омска, была арестована. Ее делом долго занимались чекисты, пытаясь нащупать  связи с белогвардейцами. 16 мая 1920-го года Мария Бочкарева была расстреляна.

В фильме нет этих подробностей. Отважные женщины принимают бой, несут потери… Но всё-таки им удается своим примером поднять боевой дух полуразложившейся воинской части, тем более, что и офицеры, прибывшие из Петрограда, идут в бой в первых рядах.

Каково это было  почти сто лет назад — бросить фортепьяно и кружева, побриться наголо, сменить длинное платье на солдатскую форму? Оказаться на фронте и подвергнуться циничным насмешкам своих же солдат? Дрожать в ледяной грязи окопов под немецкими пулями и всё-таки идти в атаку?

— Правильную девку воспитали! — говорит Бочкарева одной из матерей, уходя со своим батальоном на фронт.

Когда Родина в опасности, для русских девушек других вариантов нет.